
Людмила Мухамедовна
Абазова, заведующий
кафедрой русского языка для иностранных учащихся
Библиотеки
существуют многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие
документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие
тысячелетия: знания, научные открытия, истину веры. Поэтому они являются
самоценными, самодостаточными учреждениями, выполняющими свою особую роль в
обществе. Их принято называть
фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, на которой развивается
человечество. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на
образование, пользование достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение
информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого
отдельного человека.
Исследователи
утверждают, что самые древние библиотеки датировались 2500 годом до нашей эры и представляли собой
собрания глиняных табличек. Впервые они появились на древнем Востоке. В эпоху
античности крупнейшим центром книжности была Александрийская библиотека. Средние века отличились монастырскими библиотеками. При них действовали скриптории, где переписывались
сочинения Отцов Церкви, Священное писание и произведения античных авторов.
Библиотеки на Руси также имели давнюю историю.
Известно, что первая общественная
библиотека появилась в знаменитом Софийском Соборе в Киеве. Основал ее в 1037
великий князь киевский Ярослав Мудрый, один из самых известных древнерусских
князей.
Следующая важная
веха в истории библиотек датируется 1714 годом, когда в Петербурге по
распоряжению Петра I была создана первая в России государственная библиотека,
основу которой составили вывезенные из Москвы книги и рукописи царских
библиотек и бывшего Аптекарского приказа (ныне Библиотека Академии наук). С тех
пор библиотеки занимают центральное место в распространении знаний среди
населения. «Они содействуют чтению» - так говорится в международной «Хартии книги».
В 1995 году
Президент РФ в своем указе отдал дань уважения создателям, организаторам и
работникам библиотек. А также отметил великий вклад российских библиотек в
развитие страны, образования, просвещения, науки и культуры в жизни общества. В
этом же указе постановлялось учредить профессиональный праздник библиотечных
работников и отмечать его каждый год 27 мая.
Эта дата связана с
днем основания в 1795 году Императорской публичной библиотеки, которая стала
первой общедоступной государственной публичной библиотекой России. Указ об ее
открытии лично подписала императрица Екатерина II. Сейчас она называется
Российская национальная библиотека. Этот великолепный библиотечный комплекс
работает и в наши дни, являясь одним из самых крупных в мире хранилищ книг и
культурным центром европейского уровня.
Это не только
профессиональный праздник библиотечных работников, это праздник всех, кто имеет
отношение к книгам, чтению, библиотекам, это, в полном смысле слова, наш
общенациональный день. Это праздник людей, которые не мыслят своей жизни без
книг, кто имеет отношение к знаниям, просвещению, тех людей, которые любят
книги и понимают их огромную роль в культурной и общественной жизни общества.
Вспомните
знаменитое высказывание Вильяма Шекспира: «Пользуйтесь настоящим, чтобы
упрочить свое будущее счастье».
Даже маленькая библиотека – это бесценный
кладезь мудрости, которую человечество накапливало веками. Что уж говорить о
таких знаменитых библиотеках мира, как библиотека Конгресса в США, Центральная
библиотека Сиэтла, Российская государственная библиотека в Москве… Все они
бережно хранят книги, охватывающие многотысячелетний путь развития человечества
и являются самыми яркими свидетельствами всех тех исторических этапов, которые
прошло общество в процессе своего становления.
В том, что праздник
работников библиотек отмечается в мае, есть своя прелесть и справедливость. Это время года
особенно красиво - как символ весеннего
возрождения, которое природа демонстрирует пышным цветом и зеленью. Этот месяц
сам похож на книгу, открывающую путь к свету разума и добра: в мае
прогрессивная общественность отмечает День славянской письменности и культуры,
День свободы печати.
Сегодня основной акцент делается на
модернизацию страны. И ведущую роль в инновациях призваны играть библиотеки.
Современные библиотекари – это не только специалисты своего дела, это – люди, идущие в ногу со временем и
выполняющие все его требования. Они как навигаторы помогают населению
ориентироваться в условиях нарастающего электронного и информационного потоков.
Необходимостью расширения информационных услуг обусловлена модернизация
библиотечного дела, которая осуществляется уже более 20 лет.
Компьютеризация
предъявляет новые требования к сотрудникам библиотек. Библиографы выходят на
новый уровень обслуживания. Именно этим «духовным локомотивам» приходится быть наиболее внимательными к
тому, что происходит вокруг, иметь устоявшиеся навыки ведения и владения новыми
информационными ресурсами, глубоко понимать технологии и возможности Интернета.
Современная миссия
библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве
катализатора общественного развития. Меняются акценты и в социальной роли
библиотек учебных заведений. Если раньше библиотеки главным образом играли
просветительскую и идеологическую роль, то в последнее время информационную и
образовательную. Их социальное назначение осуществляется в двух аспектах:
сохранение накопленного человечеством культурного наследия и передача его путем
формирования и удовлетворения общественных потребностей в информации и знаниях.
Они должны стать инновационными учреждениями, которые развивает современные
информационные и компьютерные технологии.
Библиотеки могут и
должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного
пространства страны, установлении прямых информационных связей российских
регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов
в международные информационные сети и банки данных. Важно понять, что новой
России без новых библиотек не будет.
Библиотека КБГУ выполняет специфические
функции по оперативному и полному обеспечению всего педагогического и
студенческого коллектива необходимыми изданиями и информацией о них. Здесь
накапливаются и систематизируются все возможные виды информации, обеспечивается
современный уровень информационной поддержки процессов образования и
научно-исследовательской деятельности. На ведущее место выходит задача
предоставления профессорско-преподавательскому составу и будущим специалистам
(студентам, магистрантам, аспирантам) свободного и неограниченного доступа ко
всей нужной им информации независимо от её наличия в библиотечном фонде.
Всё это выдвигает
повышенные требования к уровню профессионализма персонала университетской
библиотеки, требующего от специалистов владения целым рядом особых
профессиональных компетенций: знание основ дидактики высшей школы; владение
педагогическими технологиями и способностью применять их при формировании
информационной культуры пользователей, в процессе организации и проведения
образовательных мероприятий различного уровня; знание отраслевой специфики
вуза, состава фонда и информационных потребностей пользователей
(профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов, аспирантов,
сотрудников университета); видение библиотеки как структурного компонента общей
системы научной информации и важнейшей «учебной лаборатории» вуза; способность
устанавливать и развивать информационное взаимодействие и профессиональное
сотрудничество с деканатами, кафедрами, другими структурными подразделениями
университета; наконец, умение действовать профессионально в условиях
изменчивости образовательной системы, её способности к качественному
преобразованию.
В последнее время
университетская библиотека является не просто подразделением КБГУ, а образовательно-информационным центром, где активно внедряются инновационные
технологии.
Библиотека
университета - это не только фонды и новые технологии. Самая большая ценность -
это профессиональные кадры, настоящие специалисты с высоким творческим
потенциалом. Коллектив библиотеки заботится о совершенствовании технологических
процессов, сохранении и преумножении книжных богатств, внешней
привлекательности библиотеки, уюте и комфорте для читателей.
Университетская
библиотека сегодня всё чаще ассоциируется с понятиями интеллект, знания и
профессионализм. Успешная работа ее подразделений обеспечивается энергичными,
высококвалифицированными сотрудниками. Коллектив библиотечной системы сегодня -
это сообщество прекрасно подготовленных специалистов библиотечного дела, досконально знающих и, главное, любящих свое дело. Это они многие
годы изо дня в день добросовестно, внимательно хранили связующую нить между
книгой и читателями.
Профессионализм
библиотекарей проявляется в активном отношении к своей работе. Библиотека КБГУ принимает участие в реализации Инновационной образовательной
программы университета. Сотрудники стремятся к тому, чтобы библиотека стала
основным поставщиком информации в университете. Сама же сущность
информационно-библиографических процессов до сих пор не изменилась и, скорее
всего, не изменится. Это библиографический поиск, информирование, пропаганда
лучшей литературы.
Работа
библиотекарей - нелегкий, подвижнический труд по развитию информационной,
творческой и научно-исследовательской деятельности в области библиотечного и
книжного дела, формированию интеллектуального потенциала молодого поколения и
неоценимый вклад в развитие культуры.
Чтобы успешно
учиться в университете, студентам необходимо не только посещать лекции и
семинары, но и много работать самостоятельно, изучать специальную
литературу. Библиотека обеспечивают их
учебниками, пособиями, предоставляет методическую помощь в поиске необходимой
информации, выдает книги и журналы для работы в читальных залах. Роль библиотеки КБГУ в процессе обучения студентов
и подготовки высококвалифицированных кадров с каждым годом становится все
значительней.
Библиотекарь – это проводник, который помогает
книге найти дорогу к читательскому сердцу. От его вкуса, кругозора и энтузиазма
зависит многое, ибо специалисты библиотечного дела помогают воспитывать
подрастающее поколение, открывают читателям всех возрастов пути к новым
знаниям, сохраняют многообразие духовного и интеллектуального наследия, накопленного
человечеством.
В
Кабардино-Балкарском государственном университете вместе с российскими
студентами обучаются иностранцы, приехавшие на учебу из 23 зарубежных стран.
Большая их часть начинает образование на подготовительном отделении. Иностранные
учащиеся, естественно, сталкиваются с проблемами адаптации в новой для них
языковой и социокультурной среде обучения и проживания. Вопрос адаптации:
академической, социальной и психологической очень актуален. Преподавателям
русского языка как иностранного хорошо знакомо состояние психологического
дискомфорта, которое испытывают учащиеся в начале адаптационного периода. Самая
сложная область адаптации – это учебная деятельность иностранного студента. Ему
необходимо привыкнуть к новой образовательной системе, к новому языку общения.
Первое из ознакомительных мероприятий, которое проводят русисты, работающие в
группах подготовительного отделения с учащимися-иностранцами, - это экскурсия
по университету, знакомство с читальными залами, абонементом библиотеки, с
компьютерными классами Интернет-Центра. Их работники всегда приветливо
встречают ребят, объясняют через старшекурсников, как надо пользоваться
услугами. С глубоким пониманием они относятся к трудностям адаптационного
периода, которые испытывают иностранные граждане. Преподавателю РКИ достаточно
организовать одно коллективное посещение в отделы библиотеки, после которого
иностранцы ходят туда самостоятельно.
В умении
профессионально рекомендовать студентам книги или другие документы, работники
учебного абонемента и читальных залов опираются на собственную интуицию, личный
опыт, умение владеть словом. В библиотеке существует своя специфика речевого
общения. Особенно ярко она проявляется в индивидуальных и массовых формах
обслуживания читателей.
На уроках русского
языка как иностранного учащиеся обучаются азам речевого общения в библиотеке, а
закрепляют полученные знания, конечно, на практике при обращении к
библиотекарям. В первые месяцы учебы иностранцы чаще всего пользуются услугами
учебного абонемента. Его сотрудники во главе с заведующей Заремой Кешевой
проявляют искреннюю заинтересованность в оказании им помощи в подборе книг.
После первого самостоятельного посещения иностранные читатели, идущие в
библиотеку, уже на подсознательном уровне ожидают, что библиотекари внимательно
их выслушают, терпеливо ответят на имеющиеся вопросы, дадут необходимую
информацию и, главное, обязательно постараются помочь удовлетворить их
потребности в решении той или иной проблемы посредством библиотечных ресурсов.
Представители
университетской библиотеки, в частности, сотрудники читальных залов, услугами
которых пользуются наши студенты-иностранцы, также являются людьми
доброжелательными и тактичными. Общая атмосфера библиотеки, очевидно,
способствует тому, что люди, не обладающие культурой и воспитанностью, не могут
адаптироваться и не задерживаются в коллективе. Ведь библиотекарь – это
образованный человек, имеющий широкий кругозор и обладающий высокими моральными
принципами и свойствами души, доминирующими чертами которого являются
трудолюбие и усердие, потребность доводить начатое дело до конца. Труд
библиотекарей – это труд интеллектуальных и творческих людей. Труд кропотливый,
трудоемкий, напряженный, требующий терпения и выдержки. Выносливость и
методичность обычно делают их высококлассными специалистами в своей области.
Умение
библиотекаря, его профессиональное мастерство, конечно, это сплав знаний,
полученных в институте, опыта, индивидуальных особенностей и наклонностей
человека, его культуры. Успех в библиотечной работе определяется тем, насколько
библиотекарь интересен как личность, насколько он обладает умением педагога,
психолога. По роду своей деятельности преподавателям кафедры русского языка для
иностранных учащихся особенно часто приходится обращаться в справочно-библиографический
отдел. Его сотрудники – всегда собранные, аккуратные, организованные,
стремящиеся оказать помощь, являют собой пример высокого профессионализма.
Несомненно, в их работе главное призвание, душевная и интеллектуальная
предрасположенность.
Только на основе
труда работников библиотеки знания, уникальные достижения, исследования,
монографии становятся доступны читателям, нашим студентам, новому поколению
изобретателей и ученых, творческих людей. Труд этих людей в сотни раз
превосходит выдающиеся писания любого человека. Ибо, без ознакомления с его
идеями никогда не будет прогресса, созидания нового. Это гуманные люди,
настоящие фанаты своего дела, тихо и незаметно реализующие благородную миссию.
В библиотеке не могут работать меркантильные люди. Здесь удерживаются только
те, кто искренне любит свою профессию и людей. Это истинные подвижники
образования и культуры.
Библиотека – это
феномен культуры, являющийся средством социализации личности. Она аккумулирует
и сохраняет произведенные ценности и информационные ресурсы, одновременно
обеспечивая их доступ и распространение. Сегодня библиотеки – это хранилище
человеческой культуры, культурных ценностей, архивы человеческих знаний.
Библиотека реализует функцию общения между разными поколениями людей, между
разными культурами и историческими эпохами, между разными сообществами людей. В
то же время сегодня библиотека – важнейший информационный институт общества,
обеспечивающий доступ к электронной информации, знаниям, культурным ценностям.
Библиотеки выступают не только в качестве объектов информации, но также играют
роль активных субъектов этого процесса. Освоение новых информационных
технологий, создание собственных информационных ресурсов выводит библиотеки на
одно из первых мест в системе научно-технической информации. Все это в полной
мере относится к библиотеке Кабардино-Балкарского государственного
университета.
Михайленко Ольга Ивановна - доктор акмеологии, и.о.
директора ИППиФСО
Сегодня трудно
переоценить значение библиотек - любая современная библиотека составляет
неотъемлемую часть образовательного пространства, а университетская библиотека
занимает особое место в разветвленной библиотечной системе, т.к. представляет собой информационную основу научно-образовательного процесса.
Трудно не
согласиться с академиком Д.С. Лихачевым, отмечавшим тот факт, что
образованность создается чтением и книгами, а не телевидением и другими занятиями.
Какой быть
библиотеке КБГУ в будущем во многом зависит от того, каким будет университет,
т.к. библиотека - одно из важнейших подразделений вуза способствующее учебно-воспитательному
процессу и научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского
состава.
Роль библиотеки
КБГУ возрастает в связи с проводимой модернизацией образования, информатизацией
высшего образования, повышением спроса на образовательные услуги, т.к.
библиотека обязана оперативно реагировать на изменения к требованиям по
удовлетворению запросов. Свободный и быстрый доступ к информации становится
важнейшим фактором для успешного развития высшей школы и науки
Кабардино-Балкарского университета.

Хусен
Пшемурзович Культербаев,
доктор технических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной механики
КНИГА В МОЕЙ ЖИЗНИ
Знаю я, многим брильянты нужны,
Золота блеск ослепляющий,
Мне же лишь книга да свет от луны,
Душу мечтой наполняющий.
(из старинной английской песни)
Уважаемые читатели!
Ежегодно празднуемый всероссийский день библиотек побудил меня поделиться с
молодыми читателями своими соображениями о роли книг в наше время в жизни
любого человека. Но сначала немного истории (без этого не обходятся люди моего преклонного возраста). Во времена моего детства книга была чуть ли не
единственным источником информации и средством пополнения знаний. Не было
радио, телевидения, компьютеров и ныне всесильного интернета. Остро не хватало
учебников, часто один учебник был на весь класс. Помню, как в течение трех
летних каникулярных месяцев мы ходили пешком регулярно за 10 километров в
райцентр, чтобы в единственном маленьком книжном магазине купить учебники к
началу учебного года. И были счастливы, когда удавалось кое-что приобрести. А
как бережно обращались с ними! Из газетной бумаги (другой и не было) вырезали
обёртки, в которые заворачивали книги, чтобы не испортить. Как обидно сегодня,
когда видишь в библиотеке книги с вырванными страницами.
Время шло, книг
становилось всё больше, увеличивалось их разнообразие. Исчез дефицит учебников.
Не только в библиотеках, но и в частном пользовании появилась художественная и
специальная литература.
В студенческие годы стало
ясно, что нужно создавать свою личную библиотеку по профессии и художественной
литературе. Увы, материальные возможности в те времена были очень
ограниченными. Тем не менее, систематически и регулярно, в основном единичными
экземплярами, такая библиотека пополнялась. Сегодня моя библиотека - моё
богатство.
Я могу назвать книги моими
учителями и воспитателями: они развили ум, чувства, помогли мне осмыслить
жизнь, понять, что есть добро и что есть зло. Книги познакомили меня с
личностями, народами, цивилизациями, позволили заглянуть в будущее. В школьной
литературе и библиотеке мы встретились с бедным Муму, научились восхищаться
находчивостью и мужеством Робинзона Крузо, размышлять о судьбе «благородного
разбойника» Владимира Дубровского. Мы преклонились перед самоотверженной Гердой
Андерсена, смеялись над глупостью чеховских персонажей, вместе с гоголевским
кузнецом Вакулой учились чувствовать, как дух захватывает, когда стремительно
летишь над землёй. С первобытными людьми учились добывать огонь и пищу,
спасаться от холода. Нам понравилось подражать Тому Сойеру - верному товарищу,
неунывающему и ловкому, смелому и находчивому.
Если бы меня спросили
молодые читатели, какие книги стоить прочитать, ответить было бы нелегко. Уж
очень обширным оказывается библиография. Не претендуя на исчерпывающий список,
и рискуя оказаться банальным, предложил бы прочитать «Войну и мир» Л.Н.
Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М.
Булгакова, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Алхимик» Пауло Коэльо,. «Что
делать?» Н. Чернышевского, «Тихий Дон» М. Шолохова, книги А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтова, романы Т. Драйзера, «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса,
«Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, рассказы А. П. Чехова, «Дон-Жуан» Дж.
Г. Байрона, «Госпожа Бовари» Г. Флобера, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Земля
Санникова» В.Обручева, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, «Квентин Дорвард»
Вальтера Скотта, рассказы М. М.Зощенко, «Двадцать тысяч лье под водой» Ж.
Верна…
Со временем источников
информации становилось всё больше. Сеть библиотек расширялась, в повсеместно
действующем телевидении появились образовательные каналы, передачи типа
«Университеты миллионов» и т.д. Компьютеры, первоначально применявшиеся только
для вычислений, постепенно становились и инструментами хранения и передачи
знаний. И, наконец, возник его величество - всемирная паутина «Интернет»,
перевернувшая все наши представления об
информационном обеспечении жизни и профессиональной деятельности
человека. Появилось такое информационное пространство, которое по своему объёму
и скорости доступа к необходимым сведениям превзошла наши фантастические мечты.
Обычные книги стали стремительно дополняться электронными, появились
электронные библиотеки.
Сейчас каждый может
создать на своем компьютере персональную библиотеку, удовлетворяющую почти все
его запросы. И у нас, преподавателей, появилась возможность обеспечить запросы
студента почти на 100% информацией по изучаемым дисциплинам. Это можно
реализовать множеством способов: Интернет, специальные сайты кафедр,
электронная библиотека КБГУ и т.д. Пользуясь газетой, хочу обратиться к
коллегам по преподавательскому цеху и кафедрам с предложением реализовать такую
возможность, а к ректорату - с просьбой рассмотреть проблему и помочь
организационно и технически.
Означает ли всё это потерю
позиций бумажных книг и полный переход на электронные книги и библиотеки в
ближайшее время? Уверен, что нет. У каждого способа получения информации свои
достоинства и преимущества. Оба способа нужны и востребованы.
Интернет и компьютер
обеспечивают чрезвычайно быстрый и простой доступ к обширной информации. Но ими
неудобно пользоваться при глубоком и длительном изучении какого-либо вопроса
(научного, профессионального) с частым обращением к источнику. Кроме того,
длительное сидение за компьютером вредно для зрения и других органов человека
(сидячий образ жизни, неподвижность). В перечисленных случаях гораздо удобнее
пользоваться обычной книгой, тем более она избавлена от таких угроз как
компьютерные вирусы, кибератаки и т. д. Компьютеризация всего библиотечного
хозяйства начата и развивается. Её необходимо продвигать ещё более быстрыми
темпами, её должно более активно поддерживать педагогическое сообщество,
оперативно предоставляя библиотеке свои методические и другие образовательные
материалы. Каждый предмет должен быть обеспечен добротным информационным
сопровождением, доступным любому студенту через Интернет и другие носители.
В библиотеке работают
настоящие подвижники своего дела. В этом я постоянно убеждаюсь на протяжении
весьма длительного времени. В любой час рабочего времени они на своём посту,
всегда готовые помочь, терпеливо объяснить, где находится необходимая нам
книга. Это люди высокой культуры и необыкновенной вежливости, выдержки и
доброжелательности. Они наши настоящие соратники в больших и малых делах по
подготовке специалистов и ведению научной деятельности.
Поздравляю вас всех с
Вашим профессиональным праздником, желаю больших успехов в труде, крепкого
здоровья.

Мурат
Хасанбиевич Гукепшоков,
директор института права, экономики и финансов КБГУ, к.ю.н., доцент кафедры
теории и истории государства и права.
Библиотека есть,
была и будет центром культуры, духовности, нравственности. И пусть напирает
цивилизация, пусть виртуальность все больше заполняет человеческое общение, но
никогда и ничто не заменит пожелтевшие от времени страниц книг, порой с
пометками, читавших его людей, жаждущих понять, уловить мысль мудрецов.
А запах царящий в
библиотеке, а люди, работающие там? Наверное, не зря в библиотеках работают, в
основном, женщины. Ведь они хранители…!
Очень хорошо, что
есть такой день – день работника библиотеки. Ведь это дает возможность выразить
свою признательность и уважение, восхищение их служению.

Валерий Муаедович Казиев,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики математического
факультета
В связи с расширением коммуникативных возможностей и контента Интернет,
появлением электронных библиотек и началом разработки мегапроекта всемирной
цифровой библиотеки не следует делать скоропалительных выводов, что «обычная»,
классическая библиотека уже малоактуальна. Это совсем не так. Электронные
книги, журналы и библиотеки, имея ряд гипермедийных возможностей, пока не в
состоянии заменить или даже конкурировать с их «бумажными собратьями» по ряду
объективных причин (нарушения авторского и именного права, «лаг» публикации,
малый жизненный цикл и др.).
Поэтому, поздравляя всех замечательных трудолюбивых сотрудников
библиотеки КБГУ с их профессиональным праздником, желаю им большого числа
активных читателей, особенно, из числа студентов. Только чтение, чтение с
размышлением «не подсвечиваемое трафиком сети» может дать глубокие знания.

Геннадий
Борисович Шустов, профессор кафедры химической экологии
Сердечно поздравляю
всех работников библиотеки КБГУ с профессиональным праздником – общероссийским Днем
библиотек! Нельзя представить вуз без современной библиотеки. Сегодня
библиотека КБГУ обеспечивает информационную поддержку учебного и
исследовательского процессов, внедряя инновационные методы работы. Созданная в
КБГУ электронная библиотека расширяет связи библиотек, как внутри университета, страны, так и за их пределами.
Однако работа библиотеки невозможна без высокопрофессиональных сотрудников, а
именно такие работники трудятся в различных отделах библиотеки КБГУ.

Аслан Мартинович Апеков, кандидат физико-математических наук
Я и практически
большинство преподавателей и сотрудников химического факультета регулярно, а
можно сказать ежедневно обращаемся к сотрудникам библиотеки. В первую очередь,
это сотрудники отделов: информационно-библиографического, читального зал
естественных и технических наук №2, электронных читальных залов, учебный и
научный абонементы и другие. Все они проявляют преданность своей профессии и
всегда готовы ответить на любой вопрос. При этом всегда внимательные и
обходительные.
Желаю Вам, а это,
прежде всего, прекрасная половина человечества здоровья, любви, благополучия,
успехов в деле развития и процветания библиотеки КБГУ и благодарных читателей».
Найти хорошо
известную книгу в сети Интернет или на полках магазина проблем не составит, но
разыскать редкий, десятилетия назад написанный фундаментальный труд будет уже
не так легко. Эту проблему можно решить с помощью библиотеки. Библиотека – это
«склад» уникальной информации, которой не найти в Интернете. В Интернет можно
выложить любой материал без рецензирования, соответственно качество этого
материала оставляет желать лучшего, а если необходима достоверная информация,
то надо идти в библиотеку.
Находясь «вне»
библиотечной системы возникает ложное представление о том, что работа
библиотекаря простая, но попытавшись найти необходимый учебник, понимаешь, что
все здесь систематизировано, а сама работа требует много усердия, терпения,
большого багажа прочитанной литературы по всем направлениям, умения быстро
определять желаемую читателем литературу и ориентироваться в библиотечной
системе.
Когда впервые
сталкиваешься с библиотекой, формируется первой впечатление, которое и
предопределяет дальнейшее отношение к ней и очень большая ответственность в это
время ложится на работника библиотеки.
Я не мало времени провел в
читальных залах при обучении в бакалавриате и магистратуре, но все-таки
библиотека олицетворяется у меня с библиографическим отделом, где я каждый день
в течении нескольких месяцев изучал реферативные журналы по физике и химии при
написаниях литературного обзора кандидатской диссертации обучаясь в
аспирантуре. Сотрудники отдела каждый день принимали меня как первый раз,
оказывали помощь, возникало ощущение их соучастия в моей работе, что придавало
силы, уверенность и накладывало ответственность за результаты, так как это был
уже не только мой труд, но и часть их труда.
Библиотека Кабардино-Балкарского
государственного университета на мой взгляд развивается, идет в ногу со
временем. Помимо традиционных форм, библиотека предоставляет возможность
использовать очень ценные электронные информационные ресурсы, такие как базы
данных Scopus, Web of Science, электронная библиотека
диссертаций РГБ, электронный банк данных РЖ ВИНИТИ, электронная библиотека
научной периодики РФФИ, электронные библиотечные системы.
Развитие информационных
технологий будет вносить изменения в работу с книгами, журналами. Уверен, что
наша библиотека возьмет на вооружение все полезное, что несет технический
прогресс и послужит, как и прежде фундаментом для университета в его
просвещенческой и научно-исследовательской миссий.
Для эффективного
функционирования библиотеки кроме библиотечного фонда необходим хороший,
сплоченный коллектив единомышленников, возглавляемый авторитетным, компетентным
и порядочным руководителем. На мой взгляд, у нас в университете такой коллектив
имеется, и мы можем им гордиться.
Поздравляю всех
сотрудников библиотеки с их профессиональным праздником, желаю здоровья и
творческих успехов во всех начинаниях.

Римма Мухамедовна
Кумышева, доцент
кафедры ДПО КБГУ
У меня была возможность
оценить библиотеку КБГУ дважды с перерывом почти в 20 лет. Вначале, когда я
была студенткой. Сейчас мне трудно представить, как бы я училась, какое я
образование получила бы, если бы в Нальчике не было Библиотеки им. Н.
К.Крупской. Практически я провела в ее читальном зале больше времени, чем в
университетских аудиториях. Тогда миссия библиотеки КБГУ заключалась в том,
чтобы в начале года выдать нам комплекты учебников, а в конце – собрать.
Читальный зал нашего факультета не располагал залом как таковым. В тесном
отсеке перед стойкой, куда вмещалось не больше двух человек, нам выдавали книгу
(не более одной) на сутки или две. И брали мы там в основном журнал
«Иностранная литература». Особенно сложно было с учебником по грамматике русского
языка. Она была в единственном экземпляре, преподаватель признавал только это
издание, давал задания только по нему. А в читальном зале работала сотрудница,
которая нам отказывалась выдавать этот единственный экземпляр. Поэтому
приходилось подгадывать, чтобы время получения задания и день ее работы не
совпадали. Других воспоминаний мне библиотека КБГУ тех времен не оставила.
Примерно такое состояние я ожидала, когда пришла работать в университет.
Однако, изучая каталоги
перед разработкой учебных программ, я с удивлением обнаруживала в них новейшую
литературу, которую я находила до того только в каталогах издательств. Причем,
количество наименований новинок растет от года к году. Последние два года я еще
и заказываю нужное количество учебников для студентов. Отдел комплектования
откликается на все пожелания.
Потом большим подарком
стал электронный читальный зал. Дальше – электронные каталоги.
Теперь доступ в
отдаленные электронные ресурсы. Словом, с такой библиотекой можно получать
образование на современном уровне, не выходя из университета.
Рассказывая обо всем этом,
я мысленно восхищаюсь Р.Н. Уначевой. Ее умением быть созвучной ритму и
требованиям современности, ее мобильности и лабильности. Ведь последние
пятнадцать лет библиотека КБГУ стремительно развивается и давно превзошла
уровень, который меня удивил в первый год моей работы в КБГУ.
В полной гармонии с
директором библиотеки ее сотрудники. Их готовность к действиям по ситуации,
поддерживаемый ими порядок во всех отделах, четко налаженная работа. Очень
приятные впечатления оставляет сотрудничество с Ларисой Небежевой – заведующей
читальным залом №4, которая тоже всегда на память может назвать год издания и
количество экземпляров запрашиваемой литературы. Каждое мое посещение отдела
обработки и каталогов оставляет светлый след в душе благодаря Лидии Тиковне Тумовой
и Тамаре Тахировне Хатажуковой. Настоящий путеводитель по библиотеке – Мадина
Буранова, благодаря которой мы всегда в курсе всех обновлений в работе
библиотеки.
Из последних удививших меня
событий – результаты исследований, проведенных библиотеками
инженерно-технического и медицинского факультетов. Они продемонстрировали
современный подход к проблеме: изучение посещаемости библиотек первокурсниками,
спроса на литературу и многое другое, что делает работу библиотеки эффективной.
Одно могу сказать: с такой библиотекой у университета есть будущее.
Байзулаева Лариса Хаджи-Османовна, член Библиотечного совета от Института Филологии
В настоящее время
бытует мнение, что в связи с внедрением все больше высоких технологий в учебной
практике, функции, раннее вмененные библиотекам, изменились. Приоритеты
телевидения, Интернет и другие атрибуты информационного общества «отодвинули»
библиотеку на второй план. На мой взгляд, это явление весьма отрицательное, так
как для формирования и развития личности непосредственный контакт читателя с
книгой необходим, потому как в этом случае аналитические процессы проявляются
намного сильнее. Зачастую, телевидение преподносит нам информацию в готовом
виде, которая на самом деле может не отражать реальной обстановки, то же самое
можно сказать об Интернете. Работая с книгой, читатель имеет все предпосылки
для наиболее продуктивного извлечения информации, подвергнуть ее определенной
критике, сравнить с информацией из другой книги и вывести наиболее близкий к
истине вывод. Соответственно, никакие технические средства не могут заменить
значимость книги, так как она во все времена являлась главным ориентиром в жизненном
пространстве. А для нас студентов, очень важно осознавать это, потому как нам –
молодому поколению, необходимо, в это непростое время не потеряться в
современной действительности, найти тот путь, по которому, нас всегда взывают родители и наши преподаватели.
Пользуясь, случаем,
хочу обратиться к сотрудникам библиотеки КБГУ и поздравить их с
профессиональным праздником, пожелать им самого наилучшего в жизни и
дальнейшего процветания библиотеки университета - хранительнице знания и
мудрости человеческой!
Рашид
Касымханов, студент СГИ «История».
Сегодня, в
современном мире, наблюдается ряд тенденций, которые негативно влияют на
мировоззрение и развитие духовного роста человека. Среди всех существующих негативных факторов
выявляется и снижение статуса чтения, на мой взгляд, очень важного элемента
получения знаний. Совсем недавно, библиотека провела среди студентов
социологический опрос по проблеме чтения. Я считаю, что такой способ
взаимодействия, позволит определить запросы читателей и понять реальную картину
существующих проблем.
Вопрос о потере интереса молодежи к чтению,
является одним из актуальных. В какой-то степени появление Интернет является
причиной снижения статуса чтения, а с другой стороны, свободный доступ к
Интернету необходим для развития и совершенствования человека в 20 веке. Здесь
причина лежит в иной плоскости – лень «чтецов», их безразличное отношение к
саморазвитию и самообразованию. Я желаю всем, чтобы мы читали по больше, потому
как чтение книг – это дар, который дан людям, это источник фантазии и мышления
человека, его воображения. Ведь книга – это та социокультурная ценность,
которая еще много лет не будет вымирать.
Я являюсь не только частым абонентом
библиотеки университета, но и активным слушателем всех мероприятий, которые
организовывает библиотека КБГУ. Хочу сказать, библиотека университета не только
является хранилищем огромного фонда литературы, но она помимо этого является и
местом творческого общения. Встречи с интересными людьми, презентации книг и многое
другое, проводятся библиотекой на самом высоком уровне. И самое главное, это
помогает нам студентам, расширять наш кругозор и формировать нравственное и
эстетическое развитие.
В преддверии празднования Дня библиотеки,
хочу выразить безграничную благодарность сотрудникам библиотеки КБГУ и пожелать
им здоровья, благополучия и по больше любознательных читателей.
Ирина Жирикова, студентка ИФ, направление «Русский язык и
литература»
Библиотека имеет огромное значение для всех читателей, но для Института филологии особенно.
В связи с новыми компьютерными технологиями людям свойственно думать, что библиотека осталась в прошлом. Но кто так думает, глубоко ошибается!
Немыслимо в отрыве от библиотеки учиться и усовершенствоваться. Как говорил Б.И.Уиллер: «Дайте мне библиотеку, я построю вокруг нее университет» для Института филологии библиотека очень значима. Работники библиотеки следят за новинками литературы, проводят различные семинары, литературные вечера, отмечают юбилейные даты, где присутствуют преподаватели Института филологии и студенты. Каждый раз, находясь на этих мероприятиях черпаешь для себя важную информацию и убеждаешься в необходимости библиотек.
Хочу отметить, что работники библиотеки КБГУ всегда в поиске: пользователям предоставляется широкий спектр информации для подготовки к семинарским занятиям и выполнению письменных работ.
От имени всех преподавателей и студентов Института филологии, хочу поблагодарить сотрудников библиотеки за профессионализм, чуткое и доброе отношение к читателям. Надеюсь, на дальнейшее плодотворное сотрудничество и хочу пожелать всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и успехов в работе.
Сарахова Мадина
Как известно 27 мая
признан Международным днем библиотек.
В
Кабардино-Балкарском Государственном университете функционирует и развивается
библиотека, которая представлена учебным, научным и художественным
абонементами, читальными залами и электронным читальным залом.
Читальный зал №2
включает в себя множество разделов научной, учебной и периодической литературы,
необходимой как профессорско-преподавательскому составу, так и студентам
различных факультетов университета. Следовательно, нам, как студентам,
приходиться много времени проводить именно в этом читальном зале, и всегда нас
встречают вежливые и доброжелательные сотрудники. Они всегда помогут студенту
сориентироваться в огромном мире научной информации и выбрать нужную
литературу. Без их, на первый взгляд, незаметного, скромного труда невозможно
представить работу университета.
Хотим поздравить
сотрудников читального зала № 2 – Ашнокову М.Х., Гусову З.К., Карданову З.Б. и
всех библиотекарей университета с их профессиональным праздником, выразить свою
глубокую признательность и пожелать удачи в их нелегком труде».
Библиотекари,
спасибо за то, что вы и в смутный час
Так аккуратно и
надежно храните знания для нас.
Еще огромное
спасибо за то, что ваш нелегкий труд
Столь нужный людям,
все не чтут,
А вы, все, также
помогая, и в том призвание найдя
Ведете, жизнь нам
облегчая, к вершинам знаний проводя!
Сарахова
Мадина, Канукова Карина, выпускницы ХФ ООС и РИПР